Нынешний
символ Audi — четыре переплетенных кольца — появился в 1932 году и означал союз четырех немецких фирм, объединившихся в концерн Auto Union.
Кроме самой
Audi, в него вошли еще один производитель дорогих машин Horch, специализировавшийся на автомобилях среднего класса Wanderer и выпускавшая малолитражки компания DKW. Таким образом концерн с помощью четырех марок охватывал все сегменты рынка. А чтобы Horch и Audi не конкурировали между собой, последняя запустила в серию революционный Audi Front с передним приводом — его выпускали с 1933 по 1938 год. Правда, продажи шли тяжело. Были и технические трудности — ШРУСы на тяжелой машине часто выходили из строя. В результате руководство концерна приняло решение свернуть производство Front, вернувшись к проверенной классической компоновке. Так появился Audi 920, занявший нишу между середнячком Wanderer и престижным Horch.
Разработка новой модели держалась в строжайшем секрете. Даже когда опытный образец Audi 920 проходил ходовые испытания, на него установили облицовку радиатора и капот от Wanderer, а колесные колпаки позаимствовали у Horch (фото ниже) — если бы кто-то из автомобильных журналистов его увидел, то вряд ли смог бы определить, что это за машина. Собственное лицо 920-й обрел лишь непосредственно перед началом выпуска в декабре 1938-го.
Кузов сохранил свою стать и осанку, а кабриолетный механизм до сих пор исправно работает, при этом боковые стекла точно входят в положенные пазы.
А в феврале 1939-го состоялась его премьера на Международной берлинской автомобильной выставке — последнем автосалоне предвоенной Европы. Журналисты похвалили новинку от Auto Union, а продажи сразу пошли на отлично. Audi 920 был превосходной машиной, но, увы, появился на свет не вовремя. До перехода немецкой промышленности на военные рельсы оставались месяцы — в сентябре началась война. Из-за этого до августа 1940 года Audi сделала лишь 1281 автомобиль этой модели.
Необычная «американизированная» облицовка радиатора выделяла Audi 920 из всех довоенных немецких машин.
Большая часть готовых машин согласно положению о мобилизации отправлялась на службу в вермахт, но 1264-й экземпляр Audi 920 с кузовом кабриолет, выпущенный 30 апреля 1940 года, так и не покинул ворота предприятия — его поместили в заводской музей, где он спокойно простоял всю войну. Вряд ли кто-то из сотрудников завода в 1940-м мог подумать, что когда-нибудь эта машина окажется в далекой России...
В апреле 1945 года саксонский город Цвиккау, где находились заводские корпуса Audi, оказался в союзнической оккупационной зоне, но согласно договоренностям о разделе сфер влияния в послевоенной Европе отошел к советской стороне.
Подарок союзников
Во владение Советской военной администрации в Германии его передадут позднее — в июне, а в апреле и мае полновластными хозяевами там все еще были американцы и англичане.
Союзникам-победителям явно было не до целостности музейной коллекции, поэтому кабриолет «с иголочки» и с нулевым пробегом изъяли в распоряжение командующего британскими войсками фельдмаршала Бернарда Монтгомери.
Обложка с автографом фельдмаршала Бернарда Монтгомери
Но тот ездить на нем не стал и подарил Audi 920 советскому полковнику Рыбакову. Причем сделал это не напрямую, а через командующего 2-м Белорусским фронтом маршала Константина Рокоссовского, написав чернилами от руки на техпаспорте автомобиля «Dear marshall K. Rokosovsky with gratitude for colonel Ribakov (and his unforgetable help). Yours marshall Montgomery. 15/ VI 45». За день до передачи «подарка» машину первый раз поставили на учет — фельдмаршал зарегистрировал ее как собственность небольшой фирмы Franz Goepfert из городка Гера в Тюрингии, занимавшейся изготовлением плетеных корзинок, бамбуковой мебели и детских колясок. И только после того, как кабриолет Audi 920 подобным образом легализовали, его вручили советскому офицеру — не дарить же ему в самом деле машину без документов!
История умалчивает, кем был полковник Рыбаков и какую такую «незабываемую помощь» он оказал легендарному союзному военачальнику — эта тема еще ждет своего исследователя. Но весной 1945-го опьяненные победой солдаты и офицеры запросто меняли трофейные часы на сигареты Camel или банку американской тушенки, а подарить кому-то породистую лошадь или хороший автомобиль для высших военачальников было обычным делом.
Необычная история этого автомобиля изложена в его техпаспорте. Регистрация на фирму Franz Goepfert
Дальнейшая судьба полковника Рыбакова неизвестна, а вот подаренный ему кабриолет сохранился, причем вместе с тем самым оригинальным техпаспортом, на обложке которого до сих пор красуется почти не выцветший автограф британского маршала Бернарда Монтгомери. Побывав в руках нескольких владельцев, машина «всплыла на поверхность» только в 1984 году — собиратель старинной техники Александр Рождественский приобрел ее у бывшего председателя КГБ СССР генерал-полковника Владимира Ефимовича Семичастного. Высокопоставленный чекист в отставке по каким-то причинам не мог оформить автомобиль на свое имя, поэтому кабриолет числился за его родным братом и стоял на его же даче в поселке Мамонтовка Московской области.
Долгое время кабриолет находился в собрании Александра Рождественского, неоднократно пытавшегося прояснить его историю и разыскать того самого полковника Рыбакова. Но оказалось, что офицеров с такой фамилией в Красной Армии числилось три десятка и найти «того самого» — дело непростое.
Наследие эпохи
Внешний вид машины очень близок к первоначальному. Впечатление портят только широкие «волговские» мосты и колеса, выпирающие из-под крыльев.
С недавних пор уникальный Audi 920 перешел в собственность коллекционера и реставратора Евгения Шаманского из подмосковного города Королев, специализирующегося на технике советского периода. Он относит к ней не только продукцию отечественного автопрома, но и трофейные машины, заполнившие улицы наших городов после войны и тоже таким образом принимавшие участие в формировании их облика. Кабриолет с уникальной родословной сейчас находится в особом хранилище и ждет очереди на реставрацию — приступят к ней не раньше 2008 года.
Под капотом свободно размещается рядная «шестерка» объемом 3,3 л. За моторным щитом — полости для инструментов и запчастей
Состояние автомобиля можно оценить как очень хорошее — сохранились «родной» мотор в рабочем состоянии,
коробка передач, механизм тента, практически весь наружный декор. На своих местах стоят контрольные приборы и электрические часы, а красная кожа салона не перетягивалась с 1940 года! Уцелела даже фирменная двухцветная окраска! Хотя машину подновляли не один раз, сочетание цветов аккуратно сохраняли.
Только вот обе подвески колес на поперечных рессорах не выдержали наших дорог. Один из прежних владельцев, чтобы сохранить машину на ходу, поменял их на «волговские». Поэтому нынешнему владельцу пришлось приобрести остатки еще одного 920-го кабриолета с оригинальными деталями шасси. Так что через пару лет машина засверкает как прежде — работы мастерской Евгения Шаманского славятся высочайшим качеством исполнения.
Восток-запад
Что же касается завода Audi, то после войны его перепрофилировали на выпуск популярных в ГДР малолитражек Trabant. Марка Audi временно исчезла — согласно условиям мирного договора Германии не разрешалось выпускать автомобили с моторами объемом свыше 2,5 л.
Даже уцелевшая в ФРГ
Auto Union после войны делала только DKW! В 1964-м она перешла в собственность Volkswagen, а год спустя под маркой Audi выпустили переднеприводную модель 1700. В 1969-м Auto Union слилась с NSU и стала называться NSU Auto Union, но в 1984-м ее переименовали в Audi. Так марка называется и сейчас, а в ее фирменных музеях Аugust Horch Museum и Audi Mobile собраны представители всех марок, имеющих отношение к эмблеме из четырех сплетенных колец. Есть там и черно-красный кабриолет Audi 920 — такой же, как у Евгения Шаманского, но без особой и неповторимой истории.
Немецкий «американец»
В облике Audi 920 уже не чувствовалось «тевтонского духа», характерного для собратьев по концерну Wanderer и Horch.
Лимузин стал самым распространенным вариантом кузова на шасси модели Audi 920
В 920-й модели доминировали американские мотивы. В первую очередь это касалось обтекаемой облицовки радиатора с горизонтальной решеткой и широкой вертикальной вставкой по центру. Приборы также выполнялись в американском стиле — они были прямоугольной формы. Отделка салона не изобиловала деревом, столь излюбленным немцами, а рулевое колесо снабжалось стальными пружинящими спицами, призванными амортизировать передававшиеся на баранку неровности дороги. Все это больше напоминало Cadillac или Chrysler.
«Американизация» коснулась и технологии производства. Изготавливаемые самим заводом в Цвиккау закрытые кузова унифицировались с моделями Wanderer W23 и Horch 930V — такая практика широко применялась в США, когда на разные типы шасси ставились одни и те же кузова. А вот открытый вариант — двухдверный четырехоконный кабриолет — являлся творением ателье Glaеser из Дрездена. Там не только разработали для Audi этот кузов, но и поставляли его в готовом виде на завод в Цвиккау.
На шасси Audi 920 серийно устанавливали только два типа кузовов: лимузин — так в Германии именуют обычный седан — и «глязеровский» кабриолет. Закрытый вариант стоил 7600 рейхсмарок, открытый — 8750. Обивка сидений у лимузинов выполнялась из ткани, а у кабриолетов — из кожи: очищать её от дорожной пыли легче, чем ткань.
Двигатель -- рядную верхнеклапанную «шестерку» — разработали на заводе Horch, и это сказалось на его конструкции. Как у всех «больших моторов» Horch,
газораспределительный механизм у него обходится без коромысел, а кулачки
распредвала воздействуют непосредственно на клапаны. Привод самого
распределительного вала осуществляется от коленчатого посредством вертикального валика с двумя парами конических шестерен. От верхнего конца этого валика приводится распределитель зажигания, от нижнего —
масляный насос.
Мотор объемом 3281 куб. см развивает мощность 75 л. с. при 3000 об/мин. Электрооборудование — 12 В. Коробка передач четырехступенчатая, высшая передача — прямая. Ускоряющей передачи для езды по автобанам, характерной для многих немецких автомобилей того времени, у 920 го не было.
Передняя подвеска колес независимая: снизу — перевернутая поперечная рессора, сверху — поперечные треугольные рычаги
Шасси не отличалось новизной: передняя подвеска -независимая на поперечной рессоре и рычагах, задняя — также на поперечной рессоре, но расположенной выше моста, и реактивных тягах. Такая конструкция была широко распространена на Wanderer и DKW — она снижала крены кузова при прохождении поворотов на большой скорости и позволяла отказаться от стабилизатора поперечной устойчивости. Гидравлические амортизаторы и система централизованной смазки шасси в 1938 году стали для немецких машин обычным делом. Колеса огромного размера 6.00—16 не оставляли шансов разместить запаску ни внутри, ни снаружи машины в коротких передних крыльях, поэтому е е водрузили на крышку багажника.
На хорошей дороге Audi 920 мог разогнаться до 130 км/ч и расходовал 16 л бензина на 100 км. В общем, недостатков у него почти не было, разве что теснота — заявленный как пятиместный автомобиль, он лишь с трудом вмещал на заднем диване трех человек.
Модель | Audi 920 |
Год(ы) выпуска | 1938–1940 |
Тип кузова | кабриолет или с жесткой крышей |
Двигатель | V6; 3281 куб. см |
Мощность | 75 л. с. при 3000 об/мин |
Трансмиссия | четырехступенчатая, высшая передача — прямая |
Подвеска | независимая |
Макс. скорость | 130 км/ч |
Расход топлива | 16 л/100 км |
Если Вы заметили ошибку, неточность или хотите дополнить материал, напишите об этом в комментариях, и мы исправим статью!
Ключевые теги: audi
لتستمتع بخيارات متنوعة ومثيرة.