Прогресс не стоит на месте, и на смену червячному рулевому механизму пришёл реечный, который быстро завоевал популярность у всех мировых автопроизводителей. По сравнению со своим предшественником он имеет меньшее количество составных частей, подверженных износу, что положительно сказывается на надёжности. Кроме того, автомобиль с таким рулевым механизмом обладает более острым управлением, а это означает улучшенную безопасность вождения и множество позитивных эмоций у водителя.
Срок службы рулевой рейки (при регулярном техобслуживании) составляет около 100 000 км пробега. Со временем, по мере износа, появятся неисправности, в том числе и самая распространённая – стук в рулевой рейке. Устранение неполадки лучше доверить сервисному центру, а вот определить причину можно самостоятельно. Но прежде чем мы расскажем вам, как провести диагностику своими руками, давайте подробнее рассмотрим строение этого механизма, его разновидности и почему стучит рулевая рейка.
Из чего состоит рулевая рейка
Простейшая механическая рулевая рейка имеет следующую конструкцию: в картере особой формы смонтирован гофрированный чехол; там же на нескольких подшипниках стоит шестерня вала рулевого управления, приводимая в движение рулём через вал, а к ней с помощью пружины прижата зубчатая рейка (пружина нужна, чтобы между шестернёй и рейкой не было зазора).
Устройство рулевой рейки с гидроусилителемВиды рулевых реек
Механическая рулевая рейка
Самая простая и надёжная. Колёса поворачиваются только за счёт физической силы. Самая простая и надёжная. Колёса поворачиваются только за счёт физической силы. Для большего комфорта водителя зачастую бывает с различным шагом зубьев рейки от краёв к середине (это снижает усилие на руле при маленькой скорости).
Гидравлическая рулевая рейка
Такая рейка оснащена гидроусилителем (
ГУР), в результате чего повышается острота и лёгкость управления автомобилем. Такая рейка оснащена гидроусилителем (ГУР), в результате чего повышается острота и лёгкость управления автомобилем. Кроме того, при поездке по плохой дороге руль не вырывается из рук, в отличие от механической рейки. Большинство выпускаемых в мире машин оснащается именно таким рулевым механизмом.
Электрическая рулевая рейка
Очень похожа на гидравлическую, но в качестве усилителя используется электромотор, управляемый
ЭБУ. Очень похожа на гидравлическую, но в качестве усилителя используется электромотор, управляемый ЭБУ. Применяется в основном на автомобилях бизнес-класса и спорткарах, для которых важна отличная управляемость. На бюджетных машинах устанавливается редко.
Причины стука рулевой рейки
Причинами появления стука в рулевой рейке могут быть:- Ослабленные крепёжные соединения.
- Износ опорной втулки.
- Образование люфта в подшипниках.
- Износ зубцов рейки.
- Поджимной сухарь соприкасается с корпусом рулевой рейки по причине изнашивания антифрикционной накладки.
Как самостоятельно определить причину стука в рулевой рейке?
Можно провести диагностику на СТО или сделать это своими силами.
Во втором случае последовательность действий будет следующей:- Найдите ассистента, который будет вам помогать. Одному осмотреть рейку невозможно;
- Убедитесь, что мотор не работает, поставьте машину на «ручник» и попросите ассистента сесть на место водителя;
- Залезьте под машину и найдите рулевую рейку, затем скажите ассистенту, чтобы он покрутил руль влево-вправо;
- Если рейка с ГУР, оцените состояние шлангов на предмет протечек. Также проверьте уровень жидкости и её прозрачность;
- Проверьте, не повреждены ли пыльники, а также нет ли где-нибудь подтёков смазки;
- Если по итогу выполнения двух предыдущих пунктов нареканий нет, прислушайтесь, откуда исходит стук. Скорее всего, дело в подшипниках или износе зубцов рейки. Рулевую рейку придётся снимать и перебирать, а то и менять целиком;
- Теперь можно переходить к ремонту повреждённого узла своими силами или отправляться в автосервис.
Как защитить рулевую рейку от поломки
Рекомендации на этот счёт очень просты:- Не крутите, руль до упора – оставляйте небольшой запас хода.
- Осторожно двигайтесь по плохим дорогам. Попадание колеса в яму на большой скорости может повредить рулевую рейку.
- Если автомобиль оснащён ГУР, следите за жидкостью в нём, а конкретнее за её уровнем и цветом. Также не забывайте вовремя менять жидкость.
- Контролируйте состояние пыльников. Если есть сомнения в их герметичности – сразу меняйте.
Если Вы заметили ошибку, неточность или хотите дополнить материал, напишите об этом в комментариях, и мы исправим статью!
Ключевые теги: неисправности автомобиля, устройство автомобиля