Запаска,
домкрат, насос и «незамерзайка» - вот что чаще всего хранится в багажниках нынешних автомобилистов. Это, казалось бы, нужное пространство зачастую остается не у дел, хотя автопроизводители упорно продолжают мериться объемами багажных отделений. А ведь началось все с пристегнутых ремнями чемоданов!
История возникновения и развития багажника
Багажником называют отделение в кузове или салоне автомобиля. Оно предназначено для размещения и перевозки багажа. Таким отделением оборудованы практически все автомобили, за исключением коммерческих фургонов.
Вплоть до начала ХХ века как такового багажника на автомобилях не существовало, потому что изначально транспортные средства использовались для прогулок или соревнований.
Позже, с популяризацией автомобилей, начал зарождаться автотуризм. Путешественникам необходимо было разместить где-то чемоданы. За основу взяли схемы размещения багажа в конных экипажах: крепление на крыше или в задней части автомобиля. И там, и там чемоданы крепились при помощи кожаных ремней.
20-е годы ознаменовали появление предшественника нынешних универсалов – кузов типа «стейшн вагон». Это был остекленный кузов, созданный специально для транспортировки багажа от железнодорожных вокзалов до отелей. Вместе с ним появилось многообразие съемных конструкций: откидные металлические решетки, кофры и целые гарнитуры.
Лишь к 40-м годам начали появляться трехобъемные типы кузовов: седан, лимузин и купе. Однако съемные багажники на крышу не потеряли своей популярности до сих пор.
Первый двухобъемный кузов хэтчбек появился лишь в 1965 году – это был Renault R16. Его особенностью было то, что багажный отсек был расположен непосредственно в салоне.
Виды багажников современных автомобилей
Багажник структурно не отделен от салона автомобилей с одно- и двухобъемными кузовами, такими как хэтчбек, универсал, а также микро- и минивэн. Особенность этих автомобилей заключается в том, что доступ в багажное отделение осуществляется через отдельную дверь, которая размещена в задней части кузова.
При этом дверь может иметь разную конфигурацию: у MINI, например, дверца состоит из двух створок, у Range Rover – одна створка открывается вверх, другая опускается вниз, образуя при этом погрузочную платформу. Однако чаще всего дверь багажника представляет из себя одну створку, которая открывается вверх. При этом объем багажника может варьироваться в зависимости от положения пассажирских кресел: современные сидения складываются практически горизонтально, что повышает функциональность багажного отделения.
Кстати, в Европе такие автомобили по популярности превосходят трехобъемные седаны. И если говорить о седанах, купе, родстерах и лимузинах (все они относятся к трехобъемным), то объемы их багажных отделений ограничены. Они представляют собой отсек, который отделен от салона автомобиля и имеет всего одну крышку багажника, открывающуюся вверх.
Внешние багажники
Не стоит оставлять без внимания внешний багажник. Эта навесная металлическая конструкция, которая крепится на крышу автомобиля. Она состоит из двух поперечных балок, которые можно установить на предусмотренные производителем рейлинги. На отечественных автомобилях, а также на старых иномарках вместо рейлингов – водостоки, представляющие из себя обтянутый резиной упор с фиксирующей его скобой.
Также встречаются крепления на дверные проемы и крепления на магнитах. Разумеется, у каждого из них есть свои плюсы и минусы. Например, большой популярностью пользуются рейлинги. Однако их проблема заключается в том, что центр тяжести становится выше, чем у других вариантов крепления, а смещение центра тяжести негативно влияет на управление.
Магниты просты в обращении, но не защитят ваш груз от злоумышленников. К тому же, чтобы магниты хорошо удерживали багажную конструкцию, крыша автомобиля должна быть совершенно чистая, без грязи и наледи – так что этот вариант в России популярностью не пользуется. К тому же существует вероятность поцарапать лакокрасочную поверхность автомобиля.
Существуют различные вариации багажников для крыши: он может представлять собой квадратный каркас или популярный сейчас аэродинамический кофр – последний обычно изготавливают из легких и прочных материалов, вроде алюминия или пластика. В продаже имеется множество аксессуаров для таких багажников, а также всевозможные специализированные крепления, например, для лыж или велосипедов.
Классификация внешних багажников
Багажники имеют свою классификацию – по назначению. Принято выделять несколько типов.И первый из них –
туристический. Этот тип представляет собой кофр на крыше. В эту герметичную емкость можно положить вещи и не опасаться за их сохранность – дождь, пыль, грязь им не страшны. К тому же, современные багажные боксы имеют сложную систему замков, в том числе, и электронных, которые обеспечат содержимому безопасность. Помимо этого, существуют разные виды аэродинамических кофров – разных размеров, с одной или двумя крышками.
Следующий вид, который не сильно отличается от первого, – это
спортивный. Лыжи, сноуборы, велосипеды, снаряжения – все это требует специальных крепежей.
И последний вид – это
дачно-хозяйственный. Тут пользуются популярностью металлические корзины, который зачастую просто накрывают полиэтиленом. А если нужно перевести малогабаритные строительные материалы – доски, трубы и прочее, то лучше всего воспользоваться упорами-уголками. Таким образом, вес груза придется на поперечные балки, а упоры удержат от смещения в поворотах.
Если Вы заметили ошибку, неточность или хотите дополнить материал, напишите об этом в комментариях, и мы исправим статью!
Ключевые теги: устройство автомобиля