Если вашему автомобилю больше пяти лет и вы хотя бы раз присутствовали при прохождении планового техосмотра, вы наверняка наблюдали, как на выхлопную трубу надевают специальный прибор — газоанализатор, — чтобы измерить количественные показатели углекислого газа и присутствие топливных фракций и кислорода.
Прибор позволяет увидеть, насколько полно сгорает топливо. Помимо этого, можно оценить эффективность работы систем очистки выхлопных газов — они как раз и определяют экологический класс вашего автомобиля. Содержание различных компонентов в выхлопных газах позволяет сделать выводы о том, насколько исправен двигатель. Но есть несколько простых способов, которые помогут ещё до техосмотра выяснить, пора ли вам в сервис. Достаточно внимательно посмотреть на цвет выхлопных газов.
Что есть «норма»?
Прежде чем пытаться разглядеть неисправности, стоит вспомнить, что такое выхлопные газы, как они образуются и какими должны быть в нормальном состоянии.
Выхлопные или отработанные газы — продукт сгорания топлива в камерах сгорания двигателя. Тип используемого топлива определяется конструкцией двигателя: бензиновый, дизельный или газовый.
Исправный двигатель должен выделять бесцветные газы, особенно в тёплое время года. Зимой же, сразу после запуска мотора и его прогрева до рабочей температуры, цвет может быть беловатым — это тоже нормально. Белый дым образуется в результате испарения скопившегося конденсата в выпускной системе: как только двигатель прогреется, вся влага исчезнет, и дым вновь станет едва заметным. Если даже после прогрева дым не пропадет, это может свидетельствовать о проблеме.
Густой белый дым
Как мы уже говорили выше, белый дым при запуске двигателя — показатель присутствия паров воды в выхлопных газах. Вода выделяется при сгорании топливо-воздушной смеси, и еe присутствие в небольшом количестве некритично.
Если же белый дым не пропадает после прогрева двигателя и остаётся густым, наиболее вероятная причина — попадание антифриза в цилиндры.
Чаще всего это следствие «отслужившей своё» прокладки или трещины в головке блока цилиндров. И если замена прокладки вопрос нескольких тысяч рублей вместе с работой мастера, то трещина на ГБЦ сулит крупные траты и замену дорогостоящей корпусной детали.
Есть и другие причины, которые так или иначе связаны с охлаждением двигателя:
перегрев мотора из-за неисправного термостата или помпы;
неисправность реле вентилятора охлаждения или поломка самого вентилятора;
утечка жидкости из радиатора;
воздушные «пробки» в системе охлаждения.
Часто описанные причины взаимосвязаны: если радиатор неисправен и попросту течёт, создаётся воздушная пробка и двигатель кипит. Или неисправная помпа не даёт правильно циркулировать охлаждающей жидкости, что вновь приводит к перегреву.
Перегрев же несёт за собой целый шлейф потенциальных проблем, вплоть до того, что блок двигателя может перегреться и заклинить. В этом случае никакой капитальный ремонт не поможет — только полная замена двигателя.
Если у вас есть подозрения, что белый дым гуще обычного и плохо рассеивается, следует как можно скорее обратиться в сервис. Это именно тот случай, когда автомобиль нельзя эксплуатировать: густой белый дым имеет самые дорогие последствия.
Сизый дым
Выхлоп окрашивается в сизый, разные оттенки синего, голубоватого или серого цвета в случаях неполного сжигания топлива или если излишнее количество масла попадает в камеры сгорания. Такие неисправности сопровождаются увеличением расхода топлива, быстрым потемнением масла и более высоким расходом на угар. Изменения в поведении автомобиля вы сможете почувствовать при разгоне: он станет менее динамичным.
Запах у сизого дыма тоже особенный: напоминает старые советские мотоциклы и мопеды. В этих двигателях ещe не применялась раздельная смесь и масло специально смешивали с бензином.
Причин появления сизого дыма может очень много, вот лишь некоторые из них:
нарушение процессов сгорания топлива из-за неисправности форсунок, ошибки начала подачи топливо-воздушной смеси;
выброс масла в камеру сгорания. Причины могут быть разными: от завышенного уровня масла в картере до повышенного давления в картере двигателя из-за его плохой вентиляции или прорыва газов из камеры сгорания;
неверная регулировка зазоров свечей;
залёгшие компрессионные кольца в результате их коксования приводят к образованию увеличенных зазоров в ЦПГ, что способствует прорыву газов в картер и выбросу масла в камеру сгорания.
К слову, закоксованность колец может являться ещё и следствием использования некачественного масла или признаком, что масло редко меняли. В таких случаях масло окисляется и теряет свои свойства задолго до замены.
Не стоит чрезмерно экономить на масле и уж тем более растягивать интервалы замены. Даже если у вас не самый новый или не самый дорогой автомобиль, любой ремонт обойдётся во много раз дороже. Подробно о подборе масла мы говорили в одной из предыдущих статей.
В отличие от густого белого дыма, с маслом в цилиндрах можно проехать какое-то расстояние. И лучше, если это будет путь до автосервиса.
Чёрный дым
Самый очевидный оттенок дыма, который может выходить из глушителя — чёрный. Он — явное свидетельство неполного сгорания топлива в цилиндрах. В двигатель поступает недостаточное количество воздуха, топливо не может полностью сгореть, и образуется большое количество сажи. Такое часто встречается у дизельных двигателей.
Чёрный дым также может говорить о сниженной компрессии в двигателе. Его главный индикатор — повышенный расход топлива. Ещё одна частая причина появления чёрного дыма — неисправность топливных форсунок. Иногда достаточно очистки и промывки, но официальные сервисы и автопроизводители рекомендуют замену.
Помимо вышеупомянутых, есть ещe спектр не менее важных и вероятных проблем, которые приводят к появлению чёрного дыма. Среди них:
Стоит вспомнить и опыт наших отцов и дедушек: чёрный выхлоп почти всегда был связан с карбюратором. Но с каждым годом таких автомобилей все меньше, так же, как и людей, которые могут правильно наладить подачу топлива: искусство сродни настройке роялей и пианино!
Существует ещё один интересный автомобильный феномен из-за океана: там «дымить чёрным» модно. Есть даже свой термин — «rolling coal», что дословно можно перевести как «дать угля». Главные герои — классические американские пикапы, такие как Dodge Ram и Ford F350.
Изначально из системы выхлопа дизельных внедорожников убирали сажевый фильтр, чтобы дополнительно увеличить мощность для соревнований. Но эффектный дым так понравился публике, что в итоге стал частью ответвления культуры «американской деревенщины», которая против прогресса и экологических новаций. Её адепты намеренно перенастраивают двигатель таким образом, чтобы дизель «переливал», топливо не успевало сгореть и вылетало в воздух в виде частичек сажи. Просто вбейте запрос «rolling coal» в любой поисковик — зрелище впечатляющее, но исключительно вредное для окружающей среды и лёгких человека.
С должным вниманием
Как бы банально это ни звучало, необходимо следить за своим автомобилем в прямом смысле слова. Доступность автосервисов и продлённая гарантия — прекрасная помощь, но не панацея. Буквально 5-7 минут, которые вы потратите перед поездкой, могут сохранить не только ваше деньги, но и время, проведённое в сервисе или без любимого авто.
Проверили жидкости, протёрли стёкла, посмотрели на давление в шинах... За это время и автомобиль прогреется — самое время смотреть на цвет выхлопа!
рекомендуем также посмотреть эти видео, если у вашей машины изменился цвет выхлопа:
Если Вы заметили ошибку, неточность или хотите дополнить материал, напишите об этом в комментариях, и мы исправим статью!