Во времена Советского Союза выбора внедорожников у людей практически не было. Наверное, вы сможете с ходу назвать «Ниву» и УАЗ. И всё. А между прочим, существовали и другие модели, о которых и пойдет речь в этой статье.
ГАЗ-61-73![ГАЗ-61-73](/uploads/posts/2021-05/thumbs/1621594677_gaz-61-73-1.webp)
История полноприводных советских автомобилей «для людей», а не для армии, началась именно с этой модели. Хотя фактически это был военный автомобиль. Дело в том, что в отличие от всех других внедорожников, производящихся в стране в то время, этот обладал просто премиальным комфортом, и даже имел жесткую крышу над головой.
![ГАЗ-61-73: фото](/uploads/posts/2021-05/thumbs/1621594728_gaz-61-73-2.webp)
ГАЗ-61-73 был создан на базе легкового автомобиля ГАЗ-М1, оснащенного шестицилиндровым рядным двигателем ГАЗ-11,
коробкой передач ГАЗ-АА и ШРУСами Bendix-Weiss.
ЗиС-110Ш/110П![ЗиС-110Ш/110П](/uploads/posts/2021-05/thumbs/1621594722_zis-110sh-110p-1.webp)
Первым послевоенным полноприводным автомобилем стал представительский ЗИС-110Ш, где буква «Ш», вероятно, обозначает «штабной». Элементы полноприводного шасси позаимствовали у американского военного Dodge WC. Но такой автомобиль Сталину оказался не интересен.
![ЗиС-110Ш/110П: фото](/uploads/posts/2021-05/thumbs/1621594706_zis-110sh-110p-2.webp)
Зато Никита Сергеевич был совершенно противоположного мнения. Для него построили несколько экземпляров ЗИС-110П с отечественными трансмиссией и шасси, а также увеличенным топливным баком. До наших дней дошел парадный фаэтон небесного цвета, хотя всего было выпущено от 3 до 47 автомобилей (по разным источникам).
ГАЗ-М72![ГАЗ-М72](/uploads/posts/2021-05/thumbs/1621594738_gaz-m72-1.webp)
Первым массовым (хотя выпуск был мизерный) полноприводным автомобилем стал ГАЗ-М72, или полноприводная «Победа». Этот автомобиль также можно считать первым в мире кроссовером, ведь несущий кузов легкового автомобиля ГАЗ-М20 «Победа» объединили с шасси от внедорожника ГАЗ-69. Получился седан с отличной проходимостью и огромным дорожным просветом в 210 мм.
![ГАЗ-М72: фото](/uploads/posts/2021-05/thumbs/1621594664_gaz-m72-2.webp)
Эта модель производилась небольшими партиями с 1955 по 1958 год, а выпуск составил 4677 автомобиля. В основном они уходили лесникам. Сейчас встретить в продаже хорошо сохранившийся образец считается большой удачей, хотя есть несколько восстановленных до музейного состояния экземпляров.
ГАЗ-22 (4х4)![ГАЗ-22 (4х4): фото](/uploads/posts/2021-05/thumbs/1621594660_gaz-22-4h4.webp)
На базе универсала ГАЗ-22 был создан полноприводный внедорожник. Но информации по нему крайне мало. Некоторые источники утверждают, что он был сделан неким авторемонтным предприятием, а вовсе не самим Горьковским автомобильным заводом.
Автомобиль был создан путем установки кузова от ГАЗ-22 «Волга» на шасси ГАЗ-М72, а заказчиком был сам Леонид Ильич Брежнев. На нём ему было удобнее охотится. Но это лишь слухи, не подтвержденные документально.
ГАЗ-24-95![ГАЗ-24-95](/uploads/posts/2021-05/thumbs/1621594686_gaz-24-95-1.webp)
В 1970-х на автозаводе скрестили кузов ГАЗ-24 «Волга» и агрегатную базу от УАЗ-469 (за исключением двигателя, который остался «волговский»). Автомобиль имел несущий кузов и был лишен привычной для такого типа транспортных средств рамы.
![ГАЗ-24-95: фото](/uploads/posts/2021-05/thumbs/1621594727_gaz-24-95-2.webp)
Седанов ГАЗ-24-95 было выпущено всего пять экземпляров. При этом все пять использовались по назначению – в сельхозугодьях или лесничествах. Один внедорожник был закреплен за охотничьей дачей Брежнева в Завидово.
Москвич-410/410Н/411![Москвич-410/410Н/411](/uploads/posts/2021-05/thumbs/1621594715_moskvich-410-410n-411-1.webp)
С 1957 по 1961 год Московский Завод Малолитражных Автомобилей выпускал полноприводные версии своих Москвичей. Причем как в кузове седан, так и в универсальном варианте. Из всех вышеперечисленных внедорожников сейчас встретить полноприводные Москвичи вероятнее всего — их было сделано больше 9 тысяч копий. Многие из них дожили до наших дней.
![Москвич-410/410Н/411: фото](/uploads/posts/2021-05/thumbs/1621594666_moskvich-410-410n-411-2.webp)
Автомобили получились надежными, неприхотливыми и имели неплохую проходимость, которая ограничивалась лишь слабыми двигателями и высоким центром тяжести.
Москвич-415/2150![Москвич-415/2150](/uploads/posts/2021-05/thumbs/1621594696_moskvich-415-2150-1.webp)
В конце 1950-х стало ясно, что современный внедорожник не может быть создан на базе легкового автомобиля. У него другие задачи, а значит ему нужен другой кузов. Так в середине 50-х на МЗМА был спроектирован прототип внедорожника Москвич-415.
![Москвич-415/2150: фото](/uploads/posts/2021-05/thumbs/1621594657_moskvich-415-2150-2.webp)
Сделав несколько серий прототипов с разными кузовами, в 1973 году был создан Москвич-2150. Его агрегатная часть была унифицирована с моделью М-2140, планировавшейся в то время к производству. Было создано два прототипа М-2150 с брезентовым и жестким верхом. Однако серийное производство так и не начали.
Также Энциклопедия автомобилей "Autoxs" рекомендует ознакомиться с данным видео:
[media=https://www.youtube.com/watch?v=8BVnDZ-pIFU]
Если Вы заметили ошибку, неточность или хотите дополнить материал, напишите об этом в комментариях, и мы исправим статью!