фото победа ГАЗ-М-20 «Победа» — легковой автомобиль, выпускавшийся в Советском Союзе компанией ГАЗ с 1946 по 1958 год. Первоначальное название автомобиля было М-20, что произошло от «Молотовец» (завод ГАЗ имени Вячеслава Молотова). На рынке автомобиль заменил устаревшую модель ГАЗ-М1, а сама она была вытеснена из предложения производителя Волгой ГАЗ-21.
ГАЗ М-20 «Победа» — история
Первые проекты прототипов ГАЗ М-20 «Победа» были выполнены инженерами Валентином Бродским (1938 г.) и Владимиром Арямовым (1940 г.), которые, таким образом, выявили постоянно растущую тенденцию к рациональному проектированию автомобилей в тогдашнем Советском Союзе. Так, разработанное Арямовым 2-дверное купе ГАЗ-11-80 очень близко напоминало более позднюю модель ГАЗ М-20 «Победа», особенно по конструкции кузова — практически идентично. Ситуация изменилась в 1941 году, когда военные действия отложили разработку автомобиля в пользу производства военной техники. По этой причине только после окончания войны был возобновлен проект автомобиля ГАЗ М-20 «Победа», которым руководил инженер Андрей Александрович Липгарт. Андрей Александрович Липгарт
Окончательно работы начались в 1943 году, когда победа Союза становилась все ближе и ближе и можно было сосредоточиться исключительно на производстве гражданских автомобилей. В этот момент дизайн кузова был выполнен Вениамином Самойловым, который придал ГАЗ М-20 «Победа» уникальную конструкцию, основанную на соединении подвески с кузовом через боковые пластины, что произошло гораздо раньше, чем на Западе. Демонстрационный макет «Победы», лето 1944 года
Первый опытный образец ГАЗ М-20 «Победа» был представлен 6 ноября 1944 года (в годовщину Октябрьской революции), а первый серийный автомобиль сошел с конвейера 21 июня 1946 года. Автомобиль также отличался наличием указателей поворота, двух стеклоочистителей и четырехколесных гидравлических тормозов, электрического отопителя и радио AM. Благодаря этому ГАЗ М-20 «Победа» стал символом советской автомобилизации, из-за чего до сих пор ценится коллекционерами.
Существует версия, что автомобиль хотели назвать «Родина», но когда в июне 1944 года Сталину показали образец будущего серийного автомобиля, тот спросил: «И почём мы будем Родину продавать?». Тогда Сталину сообщили второй вариант названия, который был одобрен. Однако, на самом деле это просто красивый миф, поскольку с самого начала проектирования будущего автомобиля, в него было заложено официальное название «Победа», в честь скорой Победы Советского народа над гитлеровской Германией. Название «Родина» предлагалось для следующей модели, М-21, и никогда не выходило за стены завода.
ГАЗ М-20 «Победа» — проектирование и разработка
При проектировании ГАЗ-М-20 «Победа» инженерам пришлось выбирать между агрегатами объемом 2,7 и 2,1 литра и мощностью 62 л. с. и 50 л. с. В итоге, по воле Сталина, было решено остановиться на последнем варианте, который также был использован при производстве противотанковой САУ АСУ-57. Производство началось в 1946 году, всего через год после окончания мировой войны, что оказалось непросто из-за разрушений, вызванных войной. По этой причине к концу 1946 года вручную было закончено только 23 машины, а настоящее серийное производство началось только в 1948 году, но Советский Союз был не в состоянии производить стальные листы достаточно больших размеров, чтобы полностью покрыть ходовую часть, поэтому эти элементы сварены вместе, что привело к многочисленным протечкам, а также увеличило вес автомобиля примерно на 20 кг. Кроме того, качество стали было неудовлетворительным, поэтому почти 60% произведенного материала было забраковано в процессе производства. Это привело к остановке работ и увольнению тогдашнего директора, а правительство издало специальный приказ, согласно которому качество ГАЗ М-20 «Победа» должно было быть значительно улучшено. Для достижения этой цели все компоненты были подвергнуты детальному тестированию в лаборатории и на дороге. Также были учтены многочисленные индивидуальные мнения пользователей. В результате, после реорганизации и извлечения уроков, ГАЗ ввел около 346 усовершенствований, и ГАЗ-М-20 «Победа» вернули в серийное производство. По сравнению с предыдущей версией он отличался карбюратором, измененным передаточным числом главной передачи, усиленными задними рессорами и возможностью езды на высокооктановом топливе, что было характерно для СССР. ГАЗ-М-20 «Победа» (1949 - 1955): двигатель
Кроме того, у обновленного ГАЗ-М-20 «Победа» сиденье было опущено на 5 см, чтобы военные, управляющие автомобилем, не зацепились фуражками за крышу. Производительность также была увеличена, в итоге ГАЗ М-20 «Победа» достигал максимальной скорости 50 км/ч примерно за 12 секунд. Кроме того, новый ГАЗ М-20 «Победа» поступил в постоянное производство 1 ноября 1949 года, а в 1952 году был улучшен поток воздуха в двигателе, что выразилось в увеличении мощности до 55 л. с., также были добавлены новая обивка, руль и радиопроигрыватель.
ГАЗ М-20 «Победа» — технические данные
ГАЗ М-20 «Победа» в своей последней версии оснащался 2,1-литровым двигателем М-20 L4, работающим с 3-ступенчатой механической коробкой передач, что позволяло ему развивать максимальную скорость 105 км/ч.
ГАЗ М-20 «Победа» — экспорт
Экспортировалась в основном в Финляндию, где её любили таксисты, скандинавские страны, Австрию и Бельгию; такси в Финляндии. Уже в 1950-е годы «Победы», с правым рулем появились в Англии, где их продавали бельгийские дилеры ГАЗа, и США, куда их ввозили из Европы частные лица. После положительных отзывов пользователей, автомобиль ГАЗ М-20 «Победа» стал доступен и в Пхеньяне (Северная Корея).
ГАЗ М-20 «Победа» — размеры
ГАЗ М-20 «Победа» имел удлиненную конструкцию кузова длиной 2700 мм и шириной 1695 мм, высотой 1590 мм. Кроме того, расстояние между осями составляло 2700 мм, а общий вес автомобиля — 1460 кг, также с учетом топливного бака на 60 литров.
ГАЗ М-72 «Победа»
С середины 1955 года Горьковский автозавод приступил к выпуску М-72 — оригинальной машины, которая объединяла полноприводное шасси, разработанное на основе агрегатов армейского внедорожника ГАЗ-69, с комфортабельным по тем временам несущим кузовом «Победы», усиленным за счёт установки дополнительных силовых элементов и накладных усилителей. Внешне машина отличалась значительно увеличенным клиренсом, грязевыми щитками на задних колёсных арках и шинами 6,50-16 с протектором «ёлочка». Именно для М-72 была разработана новая массивная облицовка радиатора, которая затем была внедрена и на модернизированной М-20В. Впервые в практике отечественного автостроения здесь был применён омыватель ветрового стекла, действовавший от педали.
М-72 выпускали серийно до 1958 года, и всего было сделано 4677 штук.
Видеообзор ГАЗ-М-20 «Победа»:
ГАЗ-М-20 «Победа» (1949 - 1955):
ГАЗ-М-20 «Победа» Кабриолет (1949 - 1953)
ГАЗ-М-20B «Победа» (1955 - 1958):
Модель
ГАЗ-М-20 «Победа»
Год(ы) выпуска
1946 - 1958 г.г.
Тип кузова
Фастбек, кабриолет
Двигатель
Бензиновый: 2.1 (карбюратор)
Мощность
50 - 55 л.с.
Трансмиссия
механическая, 3-ступенчатая, с рычагом на центральном тоннеле