Delta — это модель компактного автомобиля (С-сегмент), выпускаемого с 1979 года с перерывом между 1999 и 2008 годами итальянской компанией Lancia, принадлежащей итальянскому автоконцерну Fiat. Автомобиль первого поколения был выпущен в 1979 году и выпускался до 1994 года. Внешний вид Lancia Delta I был разработан дизайнерской студией Italdesign под руководством Джорджетто Джуджаро. Кузов Delta напоминал кузов Polonez, поэтому, как гласит легенда, итальянцы якобы имели претензии к Italdesign, что полякам был продан более красивый дизайн. Очень модный в то время угловатый кузов Lancia Delta имел максимально простые линии.
Изначально машина была доступна только в 5-дверном исполнении, но через некоторое время появился и 4-дверный седан, но с совершенно другим названием - Prisma. Позже Prisma была заменена на Dedra, которая продавалась не только как седан, но и как универсал. В интерьере, как для компактного автомобиля, Lancia Delta предлагала достаточно места для четырех человек. В экстренных ситуациях тоже можно было ехать впятером, но тогда пассажиры на заднем сиденье могли чувствовать стеснение на уровне плеч. Сиденья Delta были хорошо очерчены и имели хорошую боковую поддержку. Но материалы, из которых изготовлен интерьер, были не самого высокого качества даже по меркам 80-х. На данный момент можно сказать, что Lancia шумная, но тогда интерьер был достаточно приличным. С самого начала производства Delta появилась в большинстве стран с двумя силовыми агрегатами. Оба мотора были бензиновыми. Первый – это поперечный 4-цилиндровый двигатель рабочим объемом 1.3 литра и мощностью 75 л.с. Это позволяло автомобилю разгоняться до 100 км/ч за 15.0 секунд, а максимальная скорость составляла 160 км/ч.
Двигатель чуть большего размера имел объем 1.5 литра и был на 10 л.с. мощнее 1.3-литрового агрегата. Дополнительная мощность в первую очередь способствовала ускорению до 100 км / ч (12.5 с). Максимальная скорость была всего на 1 км/ч выше, чем у версии 1.3.
Специально для греческого рынка Lancia подготовила обедненную Delta, оснащенную двигателем с рабочим объемом всего 1,1 л. Максимальная мощность у нее была всего 64 л.с., что, конечно, означало, что машина просто медлительна. В 1982 году на рынке появились спортивные версии GT с 1,6-литровым двигателем мощностью 105 л.с. В более позднем варианте GT, мощность двигателя была увеличена до 108 л.с. Благодаря силовому агрегату мощностью 105 л.с. максимальная скорость Delta увеличилась до 180 км/ч, а время разгона до 100 км/ч упало до 10 секунд. 108-сильный вариант обеспечивал максимальную скорость выше 185 км/ч и позволял разгоняться до 100 км/ч за 9.8 секунд. Два года спустя на рынке дебютировала версия Delta HF Turbo. Это была действительно быстрая машина, оснащенная 1,6-литровым двигателем Fiat с турбонаддувом Garrett. Привод развивал 130 л.с. и крутящий момент 191 Нм. Благодаря ему Lancia разгонялась до 100 км/ч всего за 8/9 секунд, а максимальная скорость составляла 195 км/ч. В 1985 г. производитель усилил двигатель, который стал развивать 140 л.с. Модифицированный двигатель позволил Delta достичь сотни за 8.7 секунд и впервые разогнаться более 200 км/ч (максимальная скорость 203 км/ч). В 1986 году Lancia решила принять участие в чемпионате мира по ралли с моделью Delta (другая модель участвовала в группе B) в группе A. Для этого была разработана дорожная модель Delta 4WD, которая впервые получила полный привод. Роль межосевого дифференциала выполняла вискомуфта, а в заднем межколесном пространстве заняла свое место механическая блокировка Torsen. К этому добавился 2-литровый двигатель с турбонаддувом от Lancia Thema. Привод развивал 165 л.с. и крутящий момент 285 Нм. Полный привод позволил сократить время разгона до 100 км / ч до 7/8 секунд и увеличить максимальную скорость до 208 км/ч. В 1987 году Lancia представила усовершенствованную версию 4WD под названием Integrale, спортивная вариация которой участвовала в гонках группы А. Автомобиль все еще имел 2-литровый двигатель, мощность которого возросла до 185 л.с. Максимальный крутящий момент был уже 304 Нм. Был также внесен ряд изменений в подвеску, тормозную систему и сам кузов. Автомобиль разгонялся с 0 до 100 км/ч за очень короткое время (6.6 с), а максимальная скорость составляла 215 км/ч. В этом году Lancia выиграла свой первый титул чемпиона по ралли (как для гонщика, так и для производителя). Спустя два года после дебюта Integrale, Lancia представила улучшенную версию Integrale 16v с обновленным двигателем, оснащенным 16-клапанной головкой. Компании удалось в очередной раз увеличить мощность двигателя, которая возросла уже до 200 л.с. Немного упал крутящий момент (298 Нм). Integrale 16v разгонялся до 100 км/ч всего за 5.7 секунды, а максимальная скорость увеличилась до 220 км / ч. Раллийный вариант этой машины выиграл свой дебют, и в конце 1989 года Lancia смогла выиграть три чемпионских титула как для гонщиков, так и для команды. В 1991 году появилась разновидность Integrale Evoluzione. Был внесён ряд механических усовершенствований и расширено оснащение автомобиля. ABS начало устанавливаться в стандартной комплектации. Производитель обновил кузов, а двигатель стал оснащаться катализатором. Несмотря на использование каталитического нейтрализатора, мощность была увеличена до 210 л.с. В конце 1991 года Lancia имела четыре чемпионских титула среди гонщиков и пять чемпионских титулов производителей подряд в Чемпионате мира по ралли. Следующий и последний чемпионский титул в категории "Производитель" был добавлен год спустя. В 1993 году Lancia представила последнюю версию Delta - Integrale Evoluzione II. В дальнейшем в машину были внесены незначительные изменения. Среди прочего были добавлены: многоточечный впрыск топлива Marelli, новый турбокомпрессор Garrett и еще один трехкомпонентный каталитический нейтрализатор.
Последний вариант имел 2-литровый двигатель мощностью 215 л.с. и крутящим моментом 314 Нм, что позволяло ему разгоняться до 220 км/ч, и рвать с места с 0 до 100 км/ч – за 5,7 секунд.
В годы производства Delta 1.9 TD также выпускалась с дизельным двигателем мощностью 80 л.с., который позволял разогнаться до 170 км/ч.
На рынке также были короткие специальные серии этого автомобиля, такие как Delta S4 Stradale с двигателем 480 л.с., который в спортивной версии достигал 650 л.с. Еще одним особенным автомобилем стала Lancia Hyena, разработанная дизайнерским ателье Zagato, которая была произведена в количестве 24 единиц. Прощальная серия из 250 автомобилей была полностью предназначена для японского рынка. Поскольку новые фары не были сертифицированы для правостороннего движения, на "Edizione Finale" вернулись разновеликие передние фары. Спереди модель легко узнать по нехарактерной для Дельты мелкоячеистой решетке радиатора. Кузов красного цвета украшала желто-синяя полоса (цвета города Турин), а воздухозаборник на капоте был окрашен черным. На задней двери имелась табличка с указанием порядкового номера конкретного экземпляра.
Производство первого поколения Delta закончилось в 1994 году. Этот автомобиль никогда бы не стал легендой без побед в ралли и сильных версий для дорог общего пользования.