В конце 1960-х годов Volkswagen представил модель 181, так называемый Kurierwagen. Это был первый внедорожник в предложении немецкого производителя. Чуть позже немцы предложили Golf MKII Country, который, в свою очередь, был внедорожной версией компактного хэтчбека. Прошло еще 20 лет, и Volkswagen сделал это в третий раз, на этот раз не в качестве дополнительного варианта, а совершенно новой модели, присутствие которой в предложении немецкого производителя было вынуждено новой тенденцией, развивающейся на автомобильном рынке. Touareg должен был войти в сегмент роскошных внедорожников, которые ранее, в несколько иной форме, можно было встретить в основном на американском рынке, за исключением Range Rover и Mercedes G-Class. Однако Volkswagen не хотел создавать автомобиль, пригодный для серьезных внедорожных переходов, а лишь роскошное средство передвижения для более состоятельных клиентов, владеющих дачами или земельными участками в более труднодоступных районах. Однако самой многочисленной группой клиентов оказались водители, которые хотят сидеть на полметра выше других участников дорожного движения в городских пробках. Именно поэтому было принято решение объединиться с компанией Porsche, которая в это же время работала над моделью Cayenne. Автомобили имеют общую платформу и некоторые компоненты, поэтому можно сказать, что Touareg, дебютировавший на рынке в 2002 году, должен был стать немного более дешевым и менее престижным вариантом Cayenne. Интересно, что Audi Q7 был позже разработан на том же шасси.
Однако это не означает, что Touareg чего-то не хватает. Кожаная обивка, автоматический кондиционер, сиденья с электрической регулировкой, спутниковая навигация и даже ТВ-тюнер - по оснащению этот автомобиль ничем не отличался от своих конкурентов из Мюнхена или Штутгарта. Самым слабым двигателем в Touareg был 2,5-литровый турбодизель TDI мощностью 163 л.с. Этот двигатель был доступен с автоматической коробкой передач, в отличие от более мощного и самого популярного дизельного 3.0 TDI 225/240 л.с. Однако Volkswagen подготовил для поклонников дизельных агрегатов нечто еще более мощное. Это двигатель 5.0 V10 мощностью сначала 313 л.с., а после фейслифтинга даже 350 л.с. Однако это была не самая мощная версия Touareg.
Среди бензиновых двигателей, которые открывали линейку 3.2 VR6 220/241 л.с., 3.6 VR6 280 л.с., 4.2 V8 310/350 л.с., главенствовал гигантский 6,0 л W12. Этот двигатель выдавал целых 450 л.с., позволяя 2,5-тонному Touareg разгоняться до первой сотни менее чем за 6 секунд и достигать максимальной скорости 250 км/ч.
В 2006 году на Парижском автосалоне Volkswagen представил обновленную версию Touareg. Помимо усиления силовых агрегатов, автомобиль подвергся процедуре омоложения, что пошло ему на пользу. Интерьер также получил несколько новых деталей, таких как цветная камера заднего вида и улучшенная аудиосистема.
Ранее неинтересные фары теперь получили характерную каплевидную форму, известную по некоторым другим моделям немецкого производителя. Кроме того, появилось несколько технических новинок, среди которых стоит отметить активный круиз-контроль, который подстраивает скорость автомобиля под скорость впереди идущего транспортного средства.
Touareg также был очень практичным автомобилем. Багажник вмещает от 555 литров до 1570 литров при сложенном заднем сиденье.
Чуть раньше на рынке появилась интересная версия Volkswagen Touareg Kong, премьера которой совпала с выходом фильма "Кинг-Конг" в 2005 году. Touareg Kong был оснащен несколькими хромированными аксессуарами, которые сделали его дизайн более привлекательным.
Версия R50, вышедшая на рынок в 2007 году, также представляла интерес. Сердцем Touareg в этой спортивной версии стал 5,0-литровый турбодизель V10, который позволял автомобилю разгоняться от 0 до 100 км/ч за 6,7 секунды. В дополнение к регулируемой по высоте спортивной подвеске, Touareg R50 оснащался 21-дюймовыми колесными дисками.
Производство 1-го поколения Volkswagen Touareg закончилось в 2010 году, когда было запущено производство 2-го поколения Volkswagen Touareg.
Богатое оснащение, мощные агрегаты W12 и V10 TDI и привлекательные цены на вторичном рынке - вот лишь некоторые из преимуществ Volkswagen Touareg. К недостаткам можно отнести быструю потерю стоимости и отсутствие престижа, что становится очевидным, если поставить автомобиль в один ряд с Audi Q7 или Porsche Cayenne.